Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МАДОУ детский сад "Берёзка" для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидов созданы следующие условия:
обеспечен равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 Закона об образовании в Российской Федерации).
Используются методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ и инвалидами «Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях детского сада в группах общеразвивающей направленности“.
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) таких детей выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (группы).
Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.
Для успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в среду здоровых сверстников созданы следующие условия:
- Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение;
- Создание развивающей среды;
- Кадровое обеспечение и взаимодействие специалистов различных ведомств (педагог-психолог, учителя-логопеды, медицинская сестра).
Нормативно-правовое обеспечение и программно-методическое обеспечение: обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития. В случае зачисления детей с ОВЗ инвалидов на каждого воспитанника составляется индивидуальная программа развития. При необходимости, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в конце учебного года следует направлять на психолого-медико-педагогическую комиссию, чтобы получить рекомендации специалистов о дальнейших формах воспитания и обучения.
Создание предметно-развивающей среды. Лестницы оборудованы перилами. Необходимое внимание уделяется освещению рабочего стола, за которым сидит ребенок с плохим зрением, представленный наглядный материал озвучивается для того, чтобы он смог получить информацию. Дети с нарушенным слухом должны быть слухопротезированы ИСА (индивидуальными слуховыми аппаратами).. Оптимальными для маркировки считаются ярко-желтый, ярко-оранжевый и ярко-красный цвета.
В дошкольном учреждении имеются:
- методический кабинет;
- кабинет педагога-психолога;
- музыкально-физкультурный зал;
- кабинет логопеда
- медицинский кабинет
С детьми работают квалифицированные педагоги:
• воспитатели;
• музыкальный руководитель;
• инструктор по физкультуре
* учитель-логопед
МАДОУ детский сад "Берёзка" обеспечено кадрами в соответствии с квалификационными требованиями и штатным расписанием.
Особое внимание в ДОУ уделяется охране жизни и обеспечению безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников. В детском саду обеспечение безопасности участников образовательного процесса определяется несколькими направлениями:
• обеспечение охраны труда работников дошкольного учреждения;
• обеспечение охраны жизни и здоровья детей, посещающих детский сад (пожарная безопасность, безопасность в быту, личная безопасность, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма);
• предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций;
• антитеррористическая защита
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для работы с инвалидами в детском саду имеются логопедические кабинеты и кабинет педагога-психолога. Данные помещения могут быть использованы посетителями с нарушением психических, языковых, речевых функций.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное образование не предусматривает отдельно организованных практических занятий.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное образование не предусматривает обучение чтению, следовательно организация библиотек не предусмотрена.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Спортивный-музыкальный зал и имеющееся физкультурное оборудование могут быть использованы в работе с детьми, имеющими нарушения психических, языковых, речевых функций, а также обусловленные физическим внешним уродством.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Специальные условия питания
Питание детей, которым требуется особый рацион, осуществляется на основании предъявления медицинской справки. Питание остальных детей осуществляется на общих основаниях.
Специальные условия охраны здоровья
Охрана здоровья воспитанников осуществляется силами специалистов ГАУЗ "Иволгинская центральная районная больница"
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для детей дошкольного возраста доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не предусмотрен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду образовательный процесс осуществляется в очном режиме. При переходе на дистанционный режим работы для воспитанников всех возрастов и категорий педагогами разрабатываются видеозанятия и проводится прямое онлайн-подключение.