Учителя-логопеды Рупышева Тая Николаевна и Гомзякова Татьяна Николаевна

28.01.2019

На нашем с Вами сайте мы постараемся ответить, пусть не на все, но на более интересующие Вас вопросы. И начнем с того, что мы расскажем об этой очень гуманной и нужной сейчас науке и ее основных задачах, о причинах речевых нарушений и способах их предупреждения и преодоления, о той помощи, которую родители могут оказать сами своим детям.

Итак, логопедия – это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений речи. В буквальном смысле это означает «воспитание речи».

Какие самые распространённые нарушения речи существуют?

  • Нарушения звукопроизношения (дислалия, дизартрия)
  • Полное отсутствие речи (алалия)
  • Утрата уже имевшейся речи (афазия)
  • Расстройство темпа и ритма речи (заикание)
  • Расстройство голоса (афония)
  • Специфические нарушения письма и чтения (дисграфия, дислексия)
  • Расстройства из-за физиологических дефектов артикуляционного аппарата (ринолалия)

О причинах таких нарушений мы поговорим в следующей статье.

Уважаемые родители! Ваше участие в жизни Вашего ребенка трудно переоценить, не упустите это время, обратите внимание на состояние речи вашего малыша, попытайтесь сделать все возможное, чтобы помочь ему, если это необходимо.

Вашему вниманию мы предлагаем методическое практическое пособие по логопедии, которое поможет нам сотрудничать и работать вместе. В этом пособии представлены небольшие, но очень важные игры и упражнения, которые помогут стимулировать развитие речи Вашего ребенка. Также указаны основные органы артикуляции, значимость которых Вы можете обсудить со своим ребенком. И, самое главное, практические упражнения, словесные игры, которые помогут закрепить и автоматизировать поставленный звук ребенку.

Вы можете задавать вопросы по работе с детьми, с пособием как на сайте, так и лично в кабинете.

Мы ждем Вашей заинтересованности!

Речевое дыхание.pdf (скачать) (посмотреть)
Мелкая моторика в формировании и развитии психофизических механизмов речи.pdf (скачать) (посмотреть)
Основные правила артикуляционной гимнастики.pdf (скачать) (посмотреть)
Говорите выразительно.pdf (скачать) (посмотреть)
Дыхательная гимнастика.pdf (скачать) (посмотреть)

ЛОГОПЕДЫ БЬЮТ ТРЕВОГУ: причины возникновения речевых нарушений у детей.

15.05.2019

ЛОГОПЕДЫ БЬЮТ ТРЕВОГУ:

 причины возникновения речевых нарушений у детей.

В последнее время отмечается стремительный рост количества детей с речевыми патологиями.  Статистика учителей-логопедов утверждает: если в 1970 – 1980-е годы речевые дефекты были у каждого 4-го ребенка дошкольного возраста, то сегодня трудно найти дошкольника без нарушений. Обследование речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду «Березка»  на начало учебного года  показало, что 85 % воспитанников имеют проблемы. При чем, речевые нарушения стали носить всё более тяжёлый и стойкий характер.

Чаще стали встречаться дети с задержкой речевого развития. Малыши поздно начинают гулить, лепетать, их речь развивается с запозданием, а то и вовсе не появляется без специально оказанной помощи. К сожалению, родители, узнав, что у ребенка проблемы с речевым развитием не всегда хотят выяснить причину его возникновения. Многие из них считают, что нет повода для беспокойства. В большинстве случаев предпочитают подождать,  пока ребенок сам не заговорит. Но для многих детей время ожидания оказывается упущенной возможностью для начала своевременной помощи. И к нам на логопункт такие ребята попадают поздно. В сложившейся системе здравоохранения и образования специализированная помощь оказывается детям с речевой патологией с  5-ти лет, когда речевой дефект уже закрепился.

Определить на достаточно раннем этапе причину задержки речевого развития не просто, но очень важно. Лучше всего проконсультироваться с педиатром, детским неврологом и логопедом. Ведь существует много различных причин и, соответственно, видов нарушений речевого развития. Способы коррекции и лечения в разных случаях существенно отличаются.

Можно выделить ряд причин нарушения развития речи у детей. Очень часто маленькому ребенку уделяется недостаточно внимания. Как правило, это происходит в семьях, в которых родители не совсем понимают, что малышу нужно ежеминутное общение. Родители целыми днями работают, а ребенок при этом оказывается «заброшенным». Это вполне может нарушить развитие речи у дошкольника. В таком случае возникает педагогическая запущенность. Возможно, это не ваш случай. Но тем не менее постарайтесь критически оценить обстановку в семье. Если причина только в этом, то у малыша так называемый неосложненный вариант недоразвития речи. Справиться с ним гораздо легче, чем с осложненным.

Осложненным считается задержка речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов мамы. Это могут быть:

·                        токсикоз во время беременности;

·                        инфекционные заболевания и интоксикации, перенесенные будущей мамой;

·                        Кесарево сечение (не стоит его считать безвредным для ребенка);

·                        наличие гипоксии внутриутробной и родовой;

·                        некоторые наследственные болезни (например, глухонемота, патологии ротовой полости, эпилепсия, алкоголизм, заикание, умственная отсталость, анемия и др.);

·                        некачественное питание беременных;

·                        влияние электромагнитных излучений от сотовых телефонов, компьютеров и т.п.;

·                        злоупотребление фармацевтическими препаратами.

Любая из перечисленных причин может вызвать отклонения в развитии речевых центров, которые находятся  в коре головного мозга ребенка.

Кроме того, к ряду причин, вызывающих отклонения в речевом развитии ребенка, относят влияние вредных воздействий от одного года до трёх лет:

·                        инфекции;

·                        судороги при высокой температуре;

·                        травмы;

·                        снижение слуха;

·                        различные врожденные или приобретенные в результате травм деформации органов артикуляции (расщелины губ, нёба, деформации зубов, неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка);

·                        использование «блендерной» еды, при применении длительного времени которой идет  отрицательное влияние на развитие артикуляционных мышц;Хочу такой сайт

·                        использование гаджетов (сотовых телефонов, смартфонов, компьютерных игр, телевизоров) вместо живого общения.

Нередко нарушение в речевом развитии ребенка сочетается с нарушением неврологического статуса. Достаточно часто  стали встречаться дети, у которых повышен или, наоборот, понижен тонус мышц органов артикуляции, а порой и других частей тела. Это тяжелые состояния. В таком случае,  желательна совместная работа логопеда и невролога.

Однако, родители боятся этого врача. Хотя, детский невролог – это специалист, который, так же как и педиатр наблюдает за развитием ребенка, созреванием его нервной системы. Основная задача невролога – вовремя увидеть, правильно диагностировать неврологическое заболевание (если такое имеется) и назначить грамотно индивидуальное лечение. Чаще всего это комплексное назначение: медикаментозное, лечебная гимнастика, массаж, физиотерапия и др. Нервная  система ребенка и психика очень подвижны, и медикаментозное вмешательство в раннем детском возрасте может дать колоссальные положительные результаты.

Безусловно, при поликлиниках должен быть логопед, который на ранних этапах развития ребенка сможет заметить предпосылки в нарушении речевого развития (например, отсутствие или слабая выраженность в соответствующие сроки гуления, лепета, первых слов; реакцию на речь взрослого  и интереса к ней и т.п.).  Таким образом, целенаправленное и тесное взаимодействие врача-невролога и логопеда при поликлиниках  способствовали бы  раннему выявлению нарушений речи, её коррекции и лечения. В результате, снижалось бы  количество детей с речевыми патологиями при   детских садах.

Следовательно, нельзя недооценивать влияние речевой функции на формирование ребенка. Нарушение речевого развития может приводить к целому ряду неблагоприятных последствий: коммуникации ребенка ограничиваются, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возникают трудности в обучении (возможны нарушения чтения и письма).

Поэтому так важно рано обнаружить проблему в речевом развитии ребенка. Тогда её можно значительно уменьшить или даже устранить. Помочь малышу можно и нужно!

          Предлагаем вам несколько советов в целях профилактики нарушения речи у детей:

- обращайте внимание на развитие речи ребенка; обращайтесь к специалистам, если заметили, что ваш малыш вовремя не заговорил (не гулил, не лепетал);

- развивайте мелкую моторику рук у ребенка; 

- массажируйте ручки и ножки   ребенка, а также можно пройти курс общего массажа;

- занимайтесь спортом, физкультурой;

- пойте вместе с ним, учите стихи,  читайте книжки, больше общайтесь;

- не используйте гаджеты (телефоны, смартфоны, компьютеры ), ограничьте просмотр телевизора  в дошкольном возрасте.

Желаем вам успехов.

 

Учитель-логопед МАДОУ детский сад «Берёзка» Смолина Людмила.

   

ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ

08.04.2019

 ФОРМИРОВАНИЕ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   МОТОРИКИ

         Важную  роль  в  формировании  звукопроизношения  играет  чёткая, точная, координированная  работа  артикуляционных органов, способность  их  к  быстрому  и  плавному  переключению  с  одного  движения  на  другое, а  также  к  удержанию заданной  артикуляционной  позы.

Поэтому  первостепенное  значение  имеют  устранение  нарушений  в  работе  артикуляционного  аппарата, подготовка  его к  постановке  звуков.

Выработка  правильных, полноценных  артикуляционных  движений, объединение  простых  движений  в  сложные артикуляционные  уклады  различных  фонем  достигаются  двумя  путями:

  1. Постановкой, а затем  тщательной  отработкой  отсутствующих  лили  нарушенных  артикуляционных  движений. Это длительная, кропотливая, сложная  работа,требующая  определённого  профессионализма, и  выполняется  она  логопедом (или  родителем  после  инструкций  логопеда)  с  каждым  ребёнком  индивидуально.
  2. Систематической артикуляционной  гимнастикой, представляющей  собой  комплекс  правильно  выполняемых  детьми, отработанных  с  логопедом  артикуляционных  упражнений. Основным  назначением  артикуляционной  гимнастики  является развитие, укрепление  и совершенствование  артикуляционной  моторики

Выполняется  артикуляционная  гимнастика  как  индивидуально, так  и  коллективно  со  всей  группой  или  с небольшими  подгруппами.

 

УКАЗАНИЯ  К  ПРОВЕДЕНИЮ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

  1. Артикуляционная гимнастика  проводится  ежедневно  по  3 – 5  минут  несколько  раз  в  день:

а)  в  детском  саду  с  логопедом  во  время  индивидуальных  занятий;

б)  с  родителями  дома.

  1. Выполняется артикуляционная  гимнастика  стоя  или  сидя  перед  зеркалом  с  обязательным  соблюдением  правильной осанки.
  2. Необходимо добиваться  чёткого, точного, плавного  выполнения  движений.
  3. Вначале артикуляционные  движения  выполняются  медленно, неторопливо, но  постепенно, по  мере  овладения  ими, темп  артикуляционной  гимнастики  увеличивается.
  4. Комплекс артикуляционной  гимнастики  неуклонно  усложняется и расширяется  за  счёт  вновь  отобранных  с  логопедом упражнений.
  5. Каждое упражнение  выполняется  от  5  до  20  раз.  Количество  повторений  возрастает  по  мере  совершенствования артикуляционной  моторики  параллельно  с  увеличением  темпа  движений.
  6. Возможно и  желательно  выполнение  артикуляционной  гимнастики  под  счёт, под  музыку, с  хлопками  и  т.д.

ПРИМЕРНЫЙ  КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

  1. I. Упражнения для  челюстей:
  2. Широко раскрыть  рот  и  подержать  его  раскрытым  10 – 15  сек.
  3. Жевательные движения  в  медленном  темпе  с  сомкнутыми  губами.
  4. То же  в  быстром  темпе.
  5. Лёгкое постукивание  зубами – губы  разомкнуты.
  6. Повторяется первое  упражнение.
  1. II. Упражнения для  губ:
  2. «Улыбка» — растягивание сомкнутых  губ (зубы  при  этом  сомкнуты).
  3. «Заборчик» – растягивание разомкнутых  губ, зубы  при  этом  сомкнуты, хорошо  видны  верхние  и  нижние резцы.
  4. «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ  вперёд (зубы  сомкнуты).
  5. «Улыбка» — «Трубочка» (попеременное  выполнение).
  6. Вращательные движения  губами.
  7. Отставление нижней  губы  от  зубов  и  дёсен.
  8. Втягивание нижней  губы  внутрь  рта.

III.   Упражнения  для  языка:

(выполняются  с  широко  раскрытым  ртом  и  при  неподвижной   нижней  челюсти)

  1. «Болтушка» – движения языком  вперёд – назад.
  2. «Часики» – движения языком  вправо – влево.
  3. «Качели» – движения языком  вверх – вниз:

а)  к  верхней – нижней  губе;

б)  к  верхним – нижним  зубам;

в) к  верхним – нижним  альвеолам.

  1. Круговые движения  языком:

а)  по  губам;

б)  по  зубам  в  преддверии  рта;

в)  за  зубами.

  1. «Лошадка» – щёлкание языком.
  2. «Лопатка» – широкий, расслабленный язык  высунуть, положить  на  нижнюю  губу, подержать  10 – 15  сек.  (при напряжении  похлопать  по  языку  шпателем  или  пошлёпать  губами).
  3. «Иголочка» – узкий напряжённый  язык  высунуть  далеко  вперёд  и  удерживать  10 – 15  сек. (для  сокращения языка  дотронуться  до  кончика  шпателем).
  4. «Лопатка» – «Иголочка» (попеременное  выполнение).
  5. «Желобок» – высунуть широкий  язык, боковые  края  языка  загнуть  вверх.
  6. «Чашечка» – широкий  язык  поднять  кверху:

а)  к  верхней  губе;

б)  к  верхним  зубам;

в)  к  верхним  альвеолам.

  1. «Грибок» – язык широкий, плоский, присасывается

к  твёрдому  нёбу, боковые  края  языка прижаты  к  верхним  коренным  зубам, кончик  языка – к  верхним  альвеолам.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».