Методическая копилка

01.10.2019

Методические материалы

Конспект занятия по бурятскому языку по сказке А. Тороева «Табан хурган» для детей подготовительной группы

09.10.2019

Конспект занятия по бурятскому языку  по сказке А. Тороева

 «Табан хурган»

для детей подготовительной группы

                           


Интеграция по образовательным областям: «Коммуникация», «Познание», «Социализация»,

Цель: формировать интерес к познанию бурятского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с содержанием сказки.

-стимулировать желание описывать состояние героев, их настроения, свое отношение к событию в монологической форме.

- развивать стремление общаться с взрослыми и сверстниками по содержанию сказки, высказывать свое отношение к героям сказки, дать оценку, делать обобщения и выводы.

Речевые:

- обогатить словарь детей новыми словами: hайхан хургад (красивые, гоёхон (нежные, жаахан (милые, тоомтой (послушные, хулуухада муу

(воровать плохо, ажал хэхэдэ hайн (работать хорошо) .

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать честность, порядочность.

-воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему имени.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку. Отгадав загадку, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии.

Двое белых лебедей —
У каждого по пять детей. 

- Как будет слово рука на бурятском языке.

Дети: -Гар.

- Давайте скажем все вместе. Энэ гар. Это рука.

- На руке – пальцы. (хургад)

У каждого пальца на руке есть имя. Давайте  вспомним  названия пальцев: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.

- Как называется большой палец руки на бурятском языке?

Дети:- Эрхы

Воспитатель: Этот палец как называется? (показываю мышкой на указательный палец) .

Дети: Долёобор.

Все: Долёобор.

Воспитатель: Следующий палец на бурятском языке называется как?

Дети: Дунда хурган.

Воспитатель:  Четвёртый палец как называется?

Дети: Нэрэгуй хурган.

Воспитатель: Энэ хурган (показываю мышкой на мизинец)

Дети: Шэгшы.

Воспитатель: Дети, ещё раз правильно по порядку назовите все пальцы руки на бурятском языке.

Дети: Эрхы, долёобор, дунда хурган, нэрэгуй хурган, шэгшы.

Воспитатель: Давайте, теперь сосчитаем, сколько пальцев на одной руке.

Дети: Нэгэн, хоёр, гурбан, дурбэн, табан.

Все: Табан хургад.

Воспитатель:  Ребята, хочу вам рассказать одну бурятскую сказку: «Табан хурган».

Итак, слушайте внимательно сказку: «Табан хурган». (Рассказывание сказки воспитателем).

Ребята, о чем эта сказка? Что надумали большой и указательный пальцы. (большой палец  надумал своровать овечку. А указательный палец решил ему помогать).

- Поступок, который хотят совершить большой палец и указательный  плохой или хороший? (плохой)

- А почему? ( они плохо поступают, нельзя воровать)

Воспитатель: Большому пальцу и указательному пальцу надо подсказать, что воровать  это очень плохо!

Дети: Большой палец и указательный палец, надо знать, что воровать плохо!

Воспитатель: Хулуухада муу!

Дети: Хулуухада муу!

Воспитатель: Ребята вспомните и скажите, что говорил средний братец?

Дети: Средний палец знает о том, что воровать плохо.

Воспитатель: Как вы понимаете выражение – каждый из нас потеряет свое имя!

Воспитатель: Того, кто ворует как называют?

Дети: Вор! Вор!

Педагог: Это выражение приятное?

Дети: Неприятное!

Воспитатель: Очень неприятное! Средний братец понимает, что воровать плохо. Средний палец переживает и волнуется за братьев, чтоб они не пошли на это плохое дело, если же они своруют, то братьев будут называть: «Вор! Вор! » не будут называть, что это большой палец, а это указательный палец. Средний палец очень переживает за братьев. Средний братец хочет, чтобы у каждого брата было своё имя (большой палец – эрхы, указательный палец - долёобор) .

Воспитатель: Дети, вспомните и скажите, что говорил безымянный палец.

Дети: Мне всё равно! Я своё имя смешаю с землёй, золой! Мне всё равно!

Воспитатель: Каким вы видите этого братца?

Дети: Плохим!

Дети: Плохо говорит о своём имени.

Воспитатель: Безымянный палец не ценит свое имя. И ему все равно как его будут называть. Т.е. он не дорожит своим именем.

 Воспитатель: Мы с вами живём в России, есть такой закон, который гласит о том, что каждый гражданин имеет право на имя, фамилию, отчество. И каждый человек должен гордиться, радоваться своим именем, фамилией, отчеством.

Педагог: Что мы можем сказать безымянному пальцу?

Дети: Безымянный палец, люби своё имя, береги своё имя!

Педагог: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Дети: Оорынгоо нэрэдэ дуратай бай!

Педагог: Дети, что вы скажите о самом младшем братце – мизинец.

Дети: Он очень умный! Очень хороший! Очень строгий!

Воспитатель: Шэгшы бэрхэ!

Дети: Шэгшы бэрхэ!

Воспитатель: Сегодня вы послушали очень интересную бурятскую сказку: «Табан хурган», через эту сказку вы поняли, что такое хорошо и что такое плохо. Узнали о том, что друг к другу надо относиться заботливо, беречь своё имя, фамилию.

Динамическая пауза: «Тоб тоб тоборооб»

Ребята, мы с вами немного отдохнули. А теперь, я предлагаю сесть за столы.Хочу такой сайт

 У вас на столах лежит картон оранжевого цвета. Я предлагаю каждому обвести свою ладошку и вырезать.  А что  получится из наших ладошек-  вы узнаете в конце нашего занятия.

Самостоятельное выполнение задания. Дети обводят свои ладошки и вырезают.

Воспитатель: Ребята, а теперь подходите к доске и приклейте свои ладошки  по краю круга. Смотрите, что у нас получается.

Дети: солнышко.

Воспитатель: У нас получилось солнышко. А наши ладошки превратились  в солнечные лучики. И я очень надеюсь,  ребята, на то, что ваши руки будут всегда совершать только хорошие поступки, делать только добрые тела. И дарить  всем тепло,  как эти лучики солнца.

Рефлексия:

Развлечение День Бурятского языка для старшей , подготовительной группы.

25.10.2019

Ведущая: Здравствуйте, дорогие гости! Сайн байна!  (Благопожелания на бурятском языке)

Мы живём с вами в Республике Бурятия и сегодня мы отмечаем День Бурятского языка. Наша Бурятия широка и привольна, есть в ней и таёжные чащи, и обширные равнины, богаты её просторы различными животными, а озеро Байкал считается жемчужиной всего мира. Именно об этом и поётся в гимне Бурятии.

Нам песни многих стран известны,

Мы с ними дружим и поём.

Но где найти нам лучшей песни,

Рождённой здесь, в краю родном!

1) Звучит гимн Бурятии  «Таёжная, озёрная, степная»

Презентация  «Бурятия моя»

Ведущая:  Ребята, а насколько хорошо вы знаете Республику Бурятию? Сейчас мы проверим.

  1. Как называется наша республика?
  2. Какие цвета присутствуют на флаге Бурятии?
  3. Как называется столица нашей республики?

Ведущая:  Да, столица Республики Бурятия -это город Улан-Удэ, в котором уже очень давно в мире и согласии живут вместе буряты и русские. Об этом и поётся в песне «Мой родной Улан-Удэ»

2) Видеоклип «Мой родной Улан-Удэ».

Ведущая: Ребята, сегодня мы отмечаем День Бурятского языка.  И сейчас мы проверим, как вы знаете некоторые слова на бурятском языке.

( На экране идёт изображение предмета- соответствующее называемому слову)

1.Как  называется бурятский головой убор? (МАЛГАЙ).

2. Как называется верхняя национальная одежда. (Дэгэл).

3.Как по-бурятски называются рукавицы?(Бээлэй)

4.Как называется обувь бурят?( ГУТУЛ)

5. Какое всемирно известное озеро находится в Бурятии?(Байкал)

Ведущая: Красоту Байкала неустанно воспевает в своих песнях бурятский народ.

3) Песня-клип  «Байкал» (на бурятском языке)

Ведущая: Традиции бурятского языка очень богаты, много скрыто народной мудрости в бурятских пословицах. Послушайте некоторые из них:

1)hайн мориндо эзэн олон,

hайн хγндэ нγхэр олон.-

У доброго коня хозяев много,

У хорошего человека друзей немало.

2)Аяга сай эдеэнэй дээжэ,

”А” γзэг эрдэмэй дээжэ.

Чашка чаю – угощения начало,

Буква «А» - учения пролог.

3) Амбаар хэдышье ехэ hаа, дγγрэг,

Аман хэдышье бага hаа, дγγрэдэггγй

Хоть велик амбар, но наполняется,

Хоть мал рот, но не насыщается.

4) Эртээр бодоогγй hаа –γдэрθθ гээхэш,

Эдиртээ hураагγй hаа – золоо гээхэш

Не встанешь спозаранку –

День потеряешь.

Не познаешь в юности науки -

Счастье упустишь.

5) Мориной hайниие унажа мэдэдэг,

Хγнэй hайниие зугаалжа мэдэдэг

Лишь оседлав коня,

Узнаешь его норов.

Лишь поговорив с человеком,

Поймешь его душу.

Ведущая: Ребята, а какие бурятские национальные праздники вы знаете?(Сагаалган,Сурхарбан).

Ведущая: Ни один национальный праздник бурят не обходился без состязаний в скачках. И сейчас наши мальчики посоревнуются в конкурсе «Смелые наездники»

3) Конкурс «Смелые наездники».

Ведущая: А сейчас я предлагаю по состязаться в силе!

4) Состязание  «Перетягивание каната»(старшая, подготовительная группы).

5) Игра «Юрта»

6) Игра «Верблюжонок и верблюд»

Ведущая: Как красив бурятский язык! В этом вы сами ещё раз убедитесь, послушав стихи на бурятском языке в исполнении наших детей.

Стихи на бурятском языке.

Ведущая:

 А сейчас проявите свою догадливость:

бурятский народ придумывал  множество загадок давайте  попробуем разгадать некоторые.

(Видеоряд)

1.Палочка зверя победила. (Стрела).

2.Самый маленький заставляет плакать самого большого. (Комар).

1.Отгадай-ка, поскорее, дом имеет сто дверей. Любит белка этот дом. Кто же проживают в нем? (Кедровые орешки).

2.Лошадкой бегаю по небу, кружусь, летаю, вот, вот растаю. (Облака).

1.Седой старик в веках живёт. (Байкал)

2. Вокруг озера девушки ёхор танцуют.(ресницы)

Ведущая: Праздник просит в круг входить,

Ёхор праздничный водить.

Встаньте вместе с нами в круг.

Кто нам близок, кто нам друг!

5)Дети подготовительных групп исполняют «Ёхор»

Ведущая:

Поздравляем Вас с праздником, Днём Бурятского языка, дорогие ребята. Желаем вам изучать бурятский язык и знать историю и традиции  родного края!

 До новых встреч!

Баяртай!

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».