АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

08.04.2019

  Урок бабочки
Однажды в коконе появилась маленькая щель, из которой должна была выйти бабочка. Случайно проходивший мимо человек остановился и стал наблюдать, как бабочка пытается выбраться из кокона. Прошло много времени, бабочка очень сильно старалась, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, что силы вот-вот покинут ее.
Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял перочинный нож и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла, но ее тельце было слабым и немощным, а крылья едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что сейчас крылья бабочки расправятся, и она улетит. Однако этого не случилось.
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце и свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать, потому что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие для выхода через узкую щель кокона необходимо бабочке, чтобы живительная жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать свою оболочку, чтобы она стала сильней и могла расти и развиваться.
Смысл данной притчи заключается в том, что, если бы нам было позволено жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы нежизнеспособны. Жизнь дает нам трудности, чтобы сделать нас сильными.

        Кто я? И где мое место во всем этом процессе?
Я думаю, что моя профессия позволяет мне быть именно тем самым специалистом, который может позволить человеку не спешить или вовремя остановить его, дать ему возможность осмыслить происходящее перед принятием необходимого решения. Особенно это актуально при работе с детьми с РАС, ЗПР, ОНР и ОВЗ, с которыми я преимущественно и работаю. Когда ребенок находиться в трудной для него ситуации, родители спешат ему помочь. Многие вещи делают за него и вместо него. И тем самым мешают ребенку набраться сил, познать свои базовые и экзистенциальные потребности. Лишают его возможности быть, БЫТЬ В ЭТОМ МИРЕ: быть самим собой для того, чтобы широко расправив крылья своей души парить, постигая этот мир, чувствуя и познавая его!

ДОРОГИЕ   ПАПЫ И МАМЫ,   АДАПТАЦИЯ — ЭТО   СЕРЬЕЗНО!

        Что должен уметь ребенок, который идет в детский сад.

Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Разумеется, воспитатели помогут ему справиться с пуговицами и шнурками.

Надо сказать, что 3 года — замечательный возраст для обучения самостоятельности. На стороне родителей сейчас сама природа с ее законами психического развития маленького человечка. Ведь недаром четвертый год жизни ребенка называют периодом, который проходит под девизом «Я сам!». Сейчас малыша вообще не нужно заставлять что-то делать самого — он только к этому и стремится, настойчиво и упорно, решительно отстаивая свое право делать все без помощи взрослых и получая огромное удовольствие от дости­жения цели. Как правило, родителям часто приходится ограничи­вать себя, чтобы не мешать ребенку быть самостоятельным. И это, возможно, самый важный момент! Именно сейчас ребенок может и должен овладеть всеми навыками самообслуживания: есть и пить, умываться, одеваться и раздеваться, своевременно пользоваться горшком. Он с легкостью может научиться убирать за собой игруш­ки, вытирать стол, аккуратно складывать одежду.

Трудно в это поверить? Но это так, более того: для достижения таких успехов вовсе не обязательно прикладывать какие-то значи­тельные усилия, кроме одного — не мешать! Не хватать его за руки, не одергивать и не поправлять на каждом шагу, не пытаться все сде­лать за него, потому что он «маленький и ничего не умеет»!

На практике это, конечно, не так уж просто. Прежде чем дитя научится умываться, пол в ванной комнате не раз и не два окажется  залит водой. Самостоятельное одевание карапуза легко может рас­шатать нервную систему мамы, особенно если сама она по темпе­раменту холерик или сангвиник. И все-таки необходимо взять себя в руки, набраться терпения и обращаться с ребенком осознанно, а не под влиянием импульса.

Планируя все свои дела, заранее закладывайте в расписание час или полтора (в зависимости от особенностей поведения ребенка) «на самостоятельность». Не делайте за ребенка того, что он может сделать сам. Давайте ему возможность опробовать самостоятельно всякий новый навык, и лишь в том случае, когда становится оче­видным, что самому ему не справиться, предлагайте помощь (при­чем эта помощь должна быть обучающей: не «давай я сделаю сама!», а «посмотри, это делается так», «посмотри, как это сделает твой друг Медвежонок»). С другой стороны, не нагружайте его заданиями, с которыми он определенно не может справиться: постарайтесь, чтобы малыш пореже испытывал ощущение собственного бессилия и почаще добивался успеха. 

Как организовать адаптацию ребенка к детскому саду.

 В период адаптации в детском саду важно заслужить доверие ребенка и обеспечить ему чувство уверенности и защищенности. Учитывая то, что ключевой фигурой, обеспечивающей безопасность и защиту для маленького ребенка, является взрослый, целесообразно при первом посещении дать малышу возможность познакомиться с воспитателями, которые возьмут на себя заботу о нем в детском саду. Совместная игра — та деятельность, которая сразу сближает ребенка и взрослого. Также дети с удовольствием рисуют, лепят вместе с воспитателем. Ребенок должен убедиться, что в детском саду безопасно и интересно.

Для того чтобы человек чувствовал себя комфортно, ему необходимо иметь уголки «частной жизни». Так, хорошо, если собственный шкафчик ребенок выбрал самостоятельно и прикрепил на него  принесенную из дома наклейку или взял ее из предложенного воспитателем набора. В следующий раз малыш пойдет в сад к «своему> шкафчику. То же самое можно сказать и о выборе кроватки. Надо показать новичку, что все дети могут приносить из дома игрушки, которые они берут с собой в постель во время тихого часа.

Если же малыш напуган и явно не хочет идти в детский сад, то пробные встречи необходимо повторить еще несколько раз.

Первую неделю ребенок приходит в детский сад накормленным и остается в группе в течение 2—3 часов в присутствии мамы (бабушки, других родственников). За это время он осваивает новые для него помещения, знакомится с другими детьми. Если малыш вxopoшем настроении, активен, легко отпускает родителей, они могут оставлять его в группе одного на те же 2—3 часа уже со второго дня.

Держась за вашу руку, чувствуя вашу поддержку, он многое смо­жет. Не откажите ему во внимании и заботе!

Ухаживая за маленьким ребенком, делайте все ласково и тер­пеливо.

Жизнь малыша достаточно однообразна, в ней преобладают раз­личные бытовые процессы: он только пришел в детский сад и раз­делся, как надо готовиться к завтраку, только поел — надо одеваться на прогулку, только разделся — надо мыть руки и обедать, только поел — опять надо раздеваться, ложиться спать и т.д.

Дневной сон очень нужен дошкольнику. Ведь запас его энергии невелик, он быстро устает и нуждается в отдыхе. Часто капризы, раздражение, слезы ребенка связаны, прежде всего, с недосыпа­нием.

Итак, главное, к чему вы должны стремиться в первые недели пребывания ребенка в детском саду, — чтобы он освоился в новой обстановке, привык, решил для себя, что воспитатель — совсем как мама.

Родителям не следует проявлять излишнюю настойчивость — пусть помогают малышу во всем, о чем он просит. Однако тех детей, кото­рые не умеют что-то делать, надо терпеливо учить, одновременно помогая. Ребенок должен чувствовать: вы учите его для того, чтобы он мог все делать сам, как большой. Каждое прикосновение ваших рук должно быть приятно ему. Одевать, кормить, причесывать детей надо ласково. Желательно при этом разговаривать с ребенком.

Среди задач родителей можно выделить: постоянное одобрение малейших проявлений самостоятельности у малыша, стремление поддерживать ребенка, вселять в него уверенность, чувства спокой­ствия и эмоционального благополучия. Хвалите его за любое дости­жение, оцените те усилия, которые потребовались от него для того, чтобы убрать что-то, снять, поработать ложкой во время обеда и т.п. Пусть он постоянно чувствует, что вы радуетесь его успехам, под­держиваете его, уверены в его силах и возможностях.

Проговаривайте вслух не то, что ребенок не сделал, а то, что он скоро сможет сделать сам.

Найдите возможность при ребенке обсудить его успехи и дости­жения. Не бойтесь перехвалить! Если похвала за дело — она пойдет только на пользу. Малышу она дает уверенность в вашей любви, в своих силах, помогает преодолеть трудности, побуждает делать что-то самому.

Роль мамы и папы — быть помощниками, союзниками, друзьями в любой ситуации, которая возникает у их ребенка.

Начальный период посещения детского сада очень сложен для детей. Чтобы облегчить процесс адаптации, важно уделять ребенку в этот период особое внимание и готовить его к посещению детского сада заранее.

Рекомендации родителям

 Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские площадки, праздники, дни рождения, приучайте к играм со сверстниками.

Желательно обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: пользоваться горшком, самостоятельно есть и т.п.

Приучайте ребенка к детскому саду постепенно. Заранее приведите его в группу, чтобы он познакомился с воспитателями, погулял вместе с детьми. В первое время оставляйте ребенка в саду лишь на несколько часов, забирайте во время прогулки, до обеда. Постепенно увеличивайте этот интервал, приходя за ним после обеда, тихого часа, полдника. Если не возникает осложнений, через 1-2 недели можно перейти на обычный режим. Однако не затягивайте процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

Никогда не пугайте ребенка детским садом или воспитательницей! Важно создавать положительный образ детского сада. Вместе с тем, отправляя ребенка в садик, не сулите ему райской жизни, будьте честны с малышом, однако делайте акцент на всем, что может способствовать позитивному настрою: расскажите о том, что ему может быть там интересно, чему он сможет научиться.

______________________________________________________________

                                 Холдинг-терапия при коррекции аутизма.

Аутизм — это нарушение контактности ребёнка, и все вытекающие проблемы (задержка развития речи, интеллекта и т.п.) проистекает из разрыва связей с окружающим миром. Первичный контакт и понимание, что мир не опасен, дети получают от матери. У аутистов этот контакт по каким-то причинам не устанавливается в должной мере.Хочу такой сайт

Матери аутичного ребенка очень сложно установить тесный контакт с ним, так как ребенок не подкрепляет ее инстинктивное поведен: не смотрит ей в глаза, не подкрепляет позу готовности взять его на руки, не улыбается в ответ, не реагирует на просьбы и т.п. Поэтому аутичный ребенок недополучает столь важные для развития вещи как голос матери, улыбка, телесный контакт. Кроме того, мать часто не может помочь такому ребенку пережить травмирующие события, утешить, успокоить, потому что сам ребенок никак не сигнализирует ей об этом.

Назначение холдинг терапии — пробиться через неприятие ребенком матери (а через это, позже, и всего мира) и развить в нем ощущение и привычку чувствовать себя комфортно. Этот подход включает в себя большую работу с родителями по разъяснению необходимости приучения ребенка к контакту с усиленным включением тактильных ощущений до тех пор, пока он не почувствует приятность от такого общения, несмотря на свое начальное отторжение.

 

Мать садится на стул, сажает ребёнка лицом к себе на колени, ноги ребёнка свободно свисают по сторонам от тела матери. Мать насильно удерживает ребенка в своих объятиях, преодолевая его физическое и моральное сопротивление. Во время тактильного контакта с ребенком говорит ему о своих чувствах, как его любят папа и мама, как они просят его остаться, не покидать их. Причём если у матери в момент холдинг-терапии нарастает раздражение, его тоже проговаривают, включая даже проявление гнева на его сопротивление. Такое словесное сопровождение учит ребёнка понимать язык и чувства матери, несмотря на то, что его эмоциональные особенности препятствуют процессу восприятия материнской ласки.

Различают систематические удерживающие упражнения, проводимые ежедневно 1-2 раза в сутки и специально организованные упражнения, которые проводятся в состоянии возбуждения у ребенка или из-за каких-либо других изменений его эмоционального поведения.

В первые месяцы ребенку с аутизмом эти упражнения крайне неприятны, и он сопротивляется до тех пор, пока не обессилит. Крайне важно преодолеть детское сопротивление, что является критическим периодом дальнейшей эффективности предпринимаемой терапии.

Психологически заложено, что чтобы ощутить комфортное состояние, надо испытать и осознать чувство дискомфорта. А для того, чтобы почувствовать защищенность, надо прочувствовать состояние беззащитности. Исходя из этого, для достижения последующего эффекта по ощущению чувства комфортности, ребенок вначале должен быть ввергнут в состояние дискомфорта.

Для провокаций неудовольствия у ребенка предлагаются такие упражнения, как например: показ желанных предметов без возможности завладеть ими или дотронуться до них; предотвращение попыток ребенка сориентироваться в пространстве, поворачивая голову или оборачиваясь; воздействие на ребенка такими стимулами, которые являются для него неприятными, но социально принятыми (длительный поцелуй, если он это не любит, шептания прямо в ухо, если у него повышенная чувствительность к близким звукам, поглаживание по волосам и т. п.). Мать должна четко контролировать и предотвращать любую попытку ребенка причинить ей вред, но в то же время она должна продолжать упражнения.

Именно в этом заключается двойственность ее роли. С одной стороны мать, должна дать ребенку почувствовать свою исключительность, и в этом отношении проявлять себя как сильная личность, а с другой стороны, — она должна выступать в роли защитницы.

Занятие с ребенком заканчивается после того, как ребенок прошел через этап истощения и подчинения, что позволило матери предоставить ребенку комфортные условия покоя или спокойной непродолжительной игры. Она и сама в этот момент находится в состоянии истощения как физически, так и эмоционально. Однако именно в это время устанавливается особая эмоциональная связь и возникает тесный чувственный контакт у матери и ребёнка.

Классическая форма холдинг-терапии начинается с 1 часа удержания и идёт по сокращению времени, ориентируясь на успокоение ребёнка. Если же у ребёнка судорожный синдром или эпилепсия, то специально проводимая холдинг-терапия, проводится по увеличению времени от 3 минут до 10 минут ( к середине 2 недели холдинг-терпии) ежедневно 1-2 раза в день в определённое время.

Занятие в моменты возбуждения ребёнка проводятся гораздо более длительно – удержание осуществляется вплоть до 1 часа, пока ребёнок не расслабится полностью.

Аутичный ребенок при этом оказывает сопротивление, может драться, кусаться, вырываться. Мама ни в коем случае не должна сдаваться, продолжать держать ребенка и установить с ним контакт глазами, пока ребенок не прижмется к ней и не расслабится. Примерно после часа холдинга ребенок начинает контактировать с мамой и, расслабившись, может даже заснуть. Это считается наиболее благоприятным исходом ситуации.

 

Само наступление стадии отвержения как раз говорит о том, что — холдинг проходит нормально. В эти минуты нельзя ни в коем случае поддаваться жалобам и плачу ребенка или пугаться и отступать под его физическим натиском. Ребенок может рваться из объятий, кусаться, царапаться, плеваться, кричать и обзывать мать разными обидными словами. Правильная реакция матери состоит в том, чтобы, гладя ребенка, успокаивать его, говорить ему, как она его любит и как переживает, что он страдает, но что она ни за что не отпустит его именно потому, что любит.

После сеанса холдинга ребенок становится спокойным, расслабленным, а может остаться и достаточно активным. В любом случае он начинает контактировать с родителями: появляется прямой взгляд в глаза, реакция на их действия.

Существует, однако, ряд обстоятельств, при наличии которых проведение холдинг-терапии становится крайне нежелательным:

— наличие у родителей или ребенка тяжелых соматических (острых или хронических) заболеваний. Так маме с ДЦП проводить холдинг-терапию с ребёнком запрещено. Изучая историю развития ребенка, следует обратить особое внимание на наличие эпилептических активных припадков. В подобных случаях не следует отказываться от холдинг-терапии, но проводить её щадаще – по 10-15 минут сеанс, тогда как в норме сеанс холдинга проводится с самого начала по времени 1 час- полтора часа.

— невозможность участия отца. Сюда относится и ситуация неполной семьи, и просто категорический отказ отца от участия в холдинг-терапии. В таком случае специалисту необходимо найти из родственников того, кто сможет помогать маме в холдинге, выдержать ту нагрузку, одновременно поддерживая маму (физически и морально) и помогая ей удерживать ребенка;
— сопротивление родителей, их эмоциональная неготовность к холдинг-терапии, которая бывает свидетельством неприятия проблем ребёнка. Отказ от холдинг терапии (активный и даже пассивный в виде «забывания» выполнить сеанс) свидетельствует о непринятии ребёнка и наличии у родителей скрытой агрессии в его сторону. В таком случае сначала необходима психотерапия родителям.

Бывало, что сначала холдинг-терапию проводили родители, а потом сами подключали к ней своих родственников. Это не возбраняется, но только после года-полутора холдинг-терапии родителями.

Многие родители хотят, чтобы сам специалист проводил холдинг-терпию. Мол, вот вам ребёнок — меняйте! ЭТО НЕВОЗМОЖНО. Есть виды терапии, которыми можно руководить, но невозможно провести в полном объёме постороннему человеку.

Специалист может использовать кратковременные сеансы холдинг-терапии в начале занятий для создания контакта с ребёнком. При этом такая терапия проводится при обратном положении тела ребёнка (лицом от себя) и проводится длительностью в 3-5 минут, а в периоды эмоционального перенапряжения – 10 минут максимально.  Педагог может использовать холдинг только для успокоения ребёнка, и его удержания в моменты перенапряжения и истерики, особенно для детей, склонных к аутоагрессии. То есть, такое удержание позволяет избежать самоповреждения.

Специалист, работающий с аутичным ребенком, ни в коем случае не может и не должен делать полноправный холдинг сам, так как при этом ребенок привязывается к нему больше, чем к матери, что лишь усугубляет проблемы семьи. Нельзя также пытаться помогать маме удерживать ребенка, заменяя на холдинге отца. Однако это не означает, что на индивидуальных занятиях с ребенком педагогу нельзя брать его на руки, кружить, качать, подбрасывать на коленях. Все это — необходимые элементы занятий, но педагогу, подчеркну, нельзя удерживать ребенка насильно в положении лицом к себе на коленях, пытаясь выполнить холдинг в полном объеме.

1) В 90% случаев происходит уменьшение, смягчение аутизма, установление более тесного эмоционального контакта между ребенком и родителями. Практически во всех случаях родители отмечали, что ребенок теперь больше хочет быть рядом с ними, а не в одиночестве. Примерно в половине случаев мамы говорили о том, что ребенок стал проявлять инициативу в контакте. Многие родители рассказывали, что ребенок начал постоянно приставать, требует активного внимания, заигрывает, провоцирует общение в понятной ему форме. 100% детей, прошедших полную холдинг-терапию, стали больше контактировать и с другими членами семьи. В двенадцати случаях мамы говорили, что ребенок «стал хвостиком, скандалит, не отпускает меня из дома», а когда родитель возвращается с работы или из магазина, бежит встречать его в прихожую. Практически все дети меньше стремились уединиться;

2) В 80% случаев произошло смягчение сверхчувствительности многих детей, уменьшение связанных с ней страхов. Именно после холдинг-терапии для многих детей становятся доступными гигиенические процедуры: чистка зубов, причёсывание, стрижка в парикмахерской, стрижка ногтей.

3) 100% детей улучшили зрительный контакт — стали чаще смотреть в глаза не только близким, но и чужим людям, с которыми сталкивались в транспорте, приходящим в гости и др. 4) практически все родители отмечали возросшую активность детей, проявление или усиление интереса к окружающему, их возросшее любопытство. Многие родители говорили, что после холдинга ребенок начинает обследовать, ощупывать лицо мамы, гладить волосы, будто её только что заметил. Вне холдинга дети начинали изучать свою комнату, всю квартиру. Одна из мам жаловалась на то, что с ребенком невозможно стало ходить в гости: он залазил во все шкафы и полки, доставал и рассматривал вещи. Это свидетельствует об уменьшении аутичных страхов и увеличении познавательной активности ребёнка. Конечно, это может поначалу доставлять родителям беспокойство, но любопытство помогает ребёнку развиваться.

6) 100% детей через месяц холдинг-терапии проявили большее желание и возможность взаимодействовать с другими людьми. По отзывам родителей, дети становились более отзывчивыми, менее погружёнными в себя. Это сказывалось положительно на эффективности фронтальных занятий с дефектологами, а также значительно расширило интересы детей. Например, часть из них стала слушать сказки и разглядывать картинки в книжках.

7) 100% детей по свидетельствам родителей стали более эмоционально устойчивыми, то есть, менее капризными и более послушными. У преобладающего большинства детей уменьшились активные истерики с катанием по полу и нанесением себе увечий, уменьшилась самоагрессия. У троих детей самоагрессия практически исчезла. Характерно, что агрессивные проявления, наблюдавшиеся в поведении двадцати трёх детей до начала холдинг-терапии, позже возникали только иногда во время холдинга и совсем не наблюдались в другое время;

8) У всех детей появилось стремление к большей самостоятельности, что было видно после полугода занятий. Наши наблюдения показывают, что через полгода-год холдинг-терапии (а в некоторых случаях гораздо раньше) возросшая контактность, включенность ребенка в ситуацию и появившееся стремление к самостоятельности позволяют в короткий срок отработать и закрепить практически любой навык, связанный с самообслуживанием, помощью по дому и т. п.

9) У 30% детей стал заметен прогресс в развитии речи. Причем, по нашим наблюдениям, первично возрастало желание слушать чужую речь, стихи и сказки. Постепенно внимание к тому, что рассказывают родители, становилось все более протяженным: ребенок начинал давать адекватную эмоциональную; реакцию (хмурился, когда «появлялся серый волк», смеялся, когда родители говорили о его собственных шалостях, и т. п.).

Если ребенок начинал на холдинге подражать мимике и артикуляции родителей и выполнял по их просьбе в игре действия, имитирующие чье-то поведение («Покажи козу рогатую», «Сделай, как Мишка косолапый, ногою „топ», «Как мама делает „но-но-но»), то можно было рассчитывать на то, что вскоре он проявит инициативу и в речи.

Динамика развития речи, согласно нашим наблюдениям, была всегда разной, в зависимости от того, говорил ли ребенок раньше или нет. Детям, речь которых нормально развивалась до двух-трех лет, а затем регрессировала достаточно было нескольких сеансов холдинга, чтобы спровоцировать возврат некоторого количества аффективных высказываний (ситуативных, аффективных воспоминаний, цитат из любимых раньше книг). Более сложной в этом случае была задача сохранения и поддержания речевой активности ребенка на определенном уровне не только в ситуации холдинга, но и в течение дня, для чего требовались усиленные дефектологические занятия. Без занятий слова, появившиеся в результате холдинг-терапии, пропадали, и требовались недели, а иногда и месяцы для того, чтобы вывести речь на более стабильный уровень.
Дети, которые не пользовались речью до начала холдинг-терапии, нуждались в длительной работе (от двух месяцев до трех лет) по растормаживанию и закреплению в ежедневной речи отдельных слов и коротких высказываний, хотя аффективные высказывания и короткие восклицания появились на холдинге достаточно быстро — после 2-15 занятий; В возрасте свыше 6 лет увеличивалось понимание речи, возникали отдельные аморфные слова и звукоподражания, но о полноправном становлении речи говорить не приходится, что связано с физиологическими особенностями отмирания речевых функций в возрасте от 6 лет. Однако короткие слова бывали часто достаточными, чтобы ребёнок мог кратко изъясняться, так как появлялись слова «да», «нет», «мама», «бо-бо» (больно). 10) холдинг-терапия, по нашим наблюдениям, оказала положительное влияние на родителей в тех семьях, где ее применяли не менее трех месяцев (шестнадцать семей). Родители отмечали, что чувствуют себя более уверенно в отношениях с ребенком, лучше понимают его проблемы, желания. Холдинг показал родителям, что у их ребенка есть и возможность, и стремление к контакту. Холдинг помог почувствовать глубину тревоги, страха и эмоционального напряжения, которые испытывает ребенок и подобрать ключик к снятию его напряжения. 11) Ценное свойство холдинг-терапии обнаружилось также в том, что она организует регулярную работу родителей с ребенком, постепенно вписываясь в режим дня. Дети быстро привыкают к определенным часам занятий, и, как отмечают многие родители, ребенок сам стал приходить в определенный час, садиться на руки и требовать, чтобы с ним занимались. Регулярность холдинг-терапии гарантирует стабильность развития ребенка. В тех семьях, где холдинг-терапия не прекращалась, у детей не было ни одного аффективного срыва, и все они (правда, каждый в своем темпе) продвигались в психическом развитии.
Проблемы и сложности холдинг-терапии:.
Необходимо отметить, что семья и специалист, ведущий холдинг-терапию, сталкиваются с рядом серьезных проблем. Первая из них — это временный аффективный дисбаланс, который наблюдался почти у всех аутичных детей в первые месяцы холдинга. Он связан с ломкой стереотипов жизни аутичного ребенка, прежде всего — стереотипов контакта. Его симптомы таковы:
— усиление аутостимуляции вне ситуации холдинга (встречается в 30%),
— расстройство сна (встречается в 7%)
— усиление на начальном этапе агрессии, негативных влечений, общего негативизма ( у 23% детей)
— большая возбудимость и расторможенность ребенка ( у 30-32% детей)

Но отметим, что перечисленные симптомы всегда сочетались с возрастанием активности, контактности ребенка и с другими положительными сдвигами в его психическом развитии. Подобные проявления часто сопутствуют не только холдинг-терапии, но и первым этапам любой целенаправленной интенсивной работы по развитию аутичного ребенка. В результате интенсивной коррекционной работы оковы аутизма ослабляются и ребёнку открывается постепенно широта мира, что его с одной стороны пугает, с другой вызывает повышение активности. Ведь этот новый мир надо исследовать, узнать, понять.
Поэтому важно подготовиться к возможному появлению негативных симптомов и «подстелить соломку».

В заключение отмечу, что холдинг-терапия является «двигателем» эмоционального развития для некоторых категорий детей, но она не заменяет всего комплекса необходимых аутичному ребенку коррекционных и обучающих занятий, так как холдинг-терапия не учит ребёнка писать или считать, не знакомит с буквами и не показывает, как кататься на велосипеде или делать бутердброд. Холдинг-терапия не нужна детям, с которыми мама может создать эмоциональный контакт по-другому. Например, через игротерапию. Поэтому нельзя прийти и сказать дефектологу: «нам надо именно холдинг-терапию!»  Позвольте специалисты сделать вывод. нужен ли вам именно этот метод. Помните, что кроме эмоциональной сферы ребёнку необходимо развивать интеллект, речь, логическое и абстрактное мышление, мелкую и крупную моторику, межполушарные связи, обогащать систему знаний, развивать навыки самообслуживания. То есть, необходимы паралельные занятия с дефектологом и домашняя работа по закреплению материала с занятий со специалистом.

      При написании статьи использованы материалы Либлинг М.М.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».