30.11.2022
Тема
самообразования: «Развитие мелкой
моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель:
развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного
возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшать
моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного
возраста
2. Способствовать
совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и
пальчиковой гимнастики
3. Развивать
внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного
возраста
4. Совершенствовать
предметно-развивающую среду младшей группы
5. Создавать
эмоционально-комфортную обстановку в группе
6. Информировать
родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей
младшего дошкольного.
Актуальность:
Мелкая
моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много
разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания,
которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а
это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум
ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой
моторики бесспорна.
Работая в младшей дошкольной группе,
я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали
физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием
ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в
группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат
ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им
трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными
палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и
аппликации, а также не успевают на занятиях.
Дети часто чувствуют себя
несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за
действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.
Наша задача – совершенствовать
условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного
возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими
пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики
активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Ожидаемые результаты:
-
Систематизация материала по развитию мелкой
моторики рук у детей 2-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными
возможностями.
-
Познакомить детей со способами обследования
предметов.
- Сформировать представления о разновидностях форм
работы по развитию мелкой моторики
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития
мелкой моторики рук у детей раннего возраста..
-
Заинтересовать родителей актуальностью развития
мелкой моторики рук детей.
-
Повысить уровень знаний о значимости развития
мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать
дидактические игры и правильно подбирать их.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
·
- сотрудничество через консультации,
·
- родительские собрания,
·
- беседы,
·
- совместное изготовление и приобретение
дидактического материала.
- Дети:
·
Использование дидактических игр:
Ø «Непослушные
колечки» (игра с пирамидками)
Ø «Забавные
шнуровки» (различные шнуровки)
Ø «Оденем
куклу»
Ø «Пришей
пуговицу»
Ø «Сухой
бассейн»
Ø «Развешиваем
белье»
Ø «Веселые
ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)
Ø «Волшебные
палочками» (счетные палочки)
Ø «Поиграй
на пианино» и др.
·
Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю
гимнастику, физ.минутки, в свободную деятельность детей. Аппликация
и рисование в традиционной и нетрадиционной технике.
·
Наблюдения на прогулке за живой и неживой
природой, за техникой.
·
Экспериментирование, опыты с водой, речным
песком, солью, сахаром.
·
Рассматривание книг, иллюстраций предметов
народного искусства и своих готовых изделий.
·
Лепка из пластилина и соленого теста.
·
Коллекционирование бусинок, пуговиц,
камешков, фантиков и др.
·
Работа с мозаикой разного размера,
различными видами ткани, природными материалами
·
Игры с различными конструкторами (мелкий,
крупный)
·
Игры по развитию тактильной памяти: «На
что похоже?», «Определи на ощупь»
·
Упражнения по развитию мелкой моторики.
·
Чтение художественной литературы и
просмотр слайд фильмов
Работа по
данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа
исследования ученых по данной теме.
Работа с детьми |
||
Сроки |
Фома отчета |
|
Занятия по развитию навыков
самообслуживания |
В течение года |
|
Занятия,
в которых используют дидактические игры и упражнения со специально
разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, ходилки и геоконт,
складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок ) |
В течение года |
Фотоотчет |
Развитие
мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке,
конструированию
(использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из
соленого теста, различные конструкторы и т.д.) |
В течение года |
Работы детей
и фотоотчет |
Дидактические
игры на развитие тактильных ощущений, памяти: - «Чудесный мешочек» - «Определи на ощупь» - «Узнай фигуру» - «Найди пару» - «На что похоже?» и т.д. |
В течение года |
картотека |
Дидактические
игры с использованием различных предметов, бросового материала: - «Выложи
узор» - «Составь по
образцу» - «Найди, что
спряталось» - «Назови
фигуры» и т.д. |
В течение
года |
картотека |
Самомассаж кистей рук и пальцев
с предметами и без них |
В течение года |
картотека |
Пальчиковые игры, гимнастика,
театр, варежковый театр, театр теней. |
В течение года |
картотека |
Отчет по самообразованию |
Май 2022г. |
|
Ну
и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С
родителями проводились индивидуальные беседы на актуальные темы: «Игры и
упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей раннего
дошкольного возраста», консультации: «Роль мелкой моторики в развитии речи
детей раннего возраста», «Знакомство с развитием тактильных ощущений, способами
обследования предметов», «Мелкая моторика рук как средство развития речи
детей», родительские собрания. Были оформлены папки – передвижки, например,
«Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей 2-4 лет», «Развитие
мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования
ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики
рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». а
также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического
материала.
10.11.2022
Просмотров всего: , сегодня:
17.03.2021
Рабочая программа воспитателей старшей группы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОСДО) и с учетом основной образовательной программы ДО «Тропинки» по ред. В.Т. Кудрявцева Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 5 до 6 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, и является документом, с учётом которого дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу дошкольного образования
Просмотров всего: , сегодня:
11.03.2020
Данный проект предназначена для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, в которых есть дети с ОВЗ и, которые посещают группы общеразвивающей направленности. Проект может быть реализован внутри коллектива детей, но большую значимость и ценность он будет иметь при условии межгруппового вида.
Просмотров всего: , сегодня:
18.10.2018
Просмотров всего: , сегодня: