Батуева Светлана Филипповна

30.11.2022

Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

 

Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Задачи:

1.      Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста

2.      Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики

3.      Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста

4.      Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы

5.      Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе

6.      Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.

Актуальность:

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.

            Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.

            Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.

            Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.

            Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.

 

Ожидаемые результаты:

- Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

- Познакомить детей со способами обследования предметов.

- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста..

- Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.

- Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.

 

Формы работы с родителями и детьми:

 

- Родители:

·         - сотрудничество через консультации,

·         - родительские собрания,

·         - беседы,

·         - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

 

         - Дети:

·         Использование дидактических игр:

Ø  «Непослушные колечки» (игра с пирамидками)

Ø  «Забавные шнуровки» (различные шнуровки)

Ø  «Оденем куклу»

Ø  «Пришей пуговицу»

Ø  «Сухой бассейн»

Ø  «Развешиваем белье»

Ø  «Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)

Ø  «Волшебные палочками» (счетные палочки)

Ø  «Поиграй на пианино» и др.

 

·         Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физ.минутки, в свободную деятельность детей. Аппликация и рисование в традиционной и нетрадиционной технике.

·         Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, за техникой.

·         Экспериментирование, опыты с водой, речным песком, солью, сахаром.

·         Рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий.

·         Лепка из пластилина и соленого теста.

·         Коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков и др.

·         Работа с мозаикой разного размера, различными видами ткани, природными материалами

·         Игры с различными конструкторами (мелкий, крупный)

·         Игры по развитию тактильной памяти: «На что похоже?», «Определи на ощупь»

·         Упражнения по развитию мелкой моторики.

·         Чтение художественной литературы и просмотр слайд фильмов

Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.

 

Методическая  работа

Формы работы

  Сроки

   Фома отчета

Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой . мониторинг .

Сентябрь 2021 г

Список использованной литературы

создание предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук.

В течение года.

Наличие игр по сенсорному развитию

Проведение консультации для родителей «Роль мелкой моторики рук в развитии речи дошкольника»

Январь 2022г.

Конспект консультации

 

 

Работа с детьми

Формы работыХочу такой сайт

  Сроки

   Фома отчета

Занятия по развитию навыков самообслуживания

В течение года

 

Занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (шнуровки, вкладыши, ходилки и геоконт, складывание разрезных картинок, матрешек, пирамидок )

В течение года

Фотоотчет

 

 

Развитие мелкой моторики, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке, конструированию (использование нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, лепка из соленого теста, различные конструкторы и т.д.) 

В течение года

Работы детей и фотоотчет

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений, памяти:

 - «Чудесный мешочек»

 - «Определи на ощупь»

 - «Узнай фигуру»

 - «Найди пару»

 - «На что похоже?» и т.д.

В течение года

картотека

Дидактические игры с использованием различных предметов, бросового материала:

- «Выложи узор»

- «Составь по образцу»

- «Найди, что спряталось» 

- «Назови фигуры» и т.д.

 

В течение года

картотека

Самомассаж кистей рук и пальцев с предметами и без них

В течение года

картотека

Пальчиковые игры, гимнастика, театр, варежковый театр, театр теней.

В течение года

картотека

Отчет по самообразованию

Май 2022г.

 

 

Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы на актуальные темы: «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста», консультации: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с развитием тактильных ощущений, способами обследования предметов», «Мелкая моторика рук как средство развития речи детей», родительские собрания. Были оформлены папки – передвижки, например, «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей 2-4 лет», «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.

Работа с родителями

Формы работы

  Сроки

Фома отчета

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение года

 

Проведение индивидуальных консультаций  и бесед с родителями.

В течение года

 

          Папки-передвижки на темы: «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами».

В течение года

 

Подготовить консультацию для родителей «Роль мелкой моторики в развитии речи ребенка»

Март 2019г.

консультация

 

 

 

 

 

 

 

17.03.2021

Рабочая программа воспитателей старшей группы разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОСДО) и с учетом основной образовательной программы ДО «Тропинки» по ред. В.Т. Кудрявцева Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей от 5 до 6 лет, обеспечивает развитие личности дошкольников в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, и является документом, с учётом которого дошкольная образовательная организация самостоятельно разрабатывает, утверждает и реализует основную образовательную программу дошкольного образования

Просмотров всего: , сегодня:

11.03.2020

Данный проект предназначена для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, в которых есть дети с ОВЗ и, которые посещают группы общеразвивающей направленности. Проект может быть реализован внутри коллектива детей, но большую значимость и ценность он будет иметь при условии межгруппового вида.

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».