Трифонова Татьяна Владимировна

10.10.2022

Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей. (В. А. Сухомлинский)

Семья в жизни и воспитании ребенка является самым главным социальным институтом. Именно в семье развивается   личность ребенка, формируются и создаются нравственные постулаты, привычки поведения. Семья помогает маленькому человеку расти, раскрывает его индивидуальность, активизирует его на творчество. «В обществе проявляется то, что уже было приготовлено в детстве, в семье»

         Процесс воспитания в семье — одно из базовых средств преемственности поколений.

         Отечественный социолог Харчев А.Г. утверждал, что семья — это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми. Члены семьи связаны брачными или родственными отношениями, общностью опыта, взаимной моральной ответственностью Каковы же признаки семьи?

1. Семья представляет собой ассоциацию, которая сама себя воспроизводит.

2. Влияние семьи на индивида первично как по времени, так и по содержанию.

3. Семья формирует личность в целом, а вторичные социальные группы (школа, производство, государство) воздействует на неё лишь в  определенных аспектах.

         Главным и основополагающим фактором семейного воспитания является его эмоциональный характер, который основан на родственных чувствах и выражается в глубокой любви к детям. Основные факторы, отличающие семью от других институтов — это стойкость, постоянство воспитательных воздействий на детей со стороны всех членов семьи, а также включение детей в бытовую, хозяйственную жизнь семьи, приобщение их к труду.

         Так как проблема воспитания уважительного отношения к семейным традициям, а также влияния семейных традиций на эмоциональное благополучие дошкольников остается актуальной, необходимо доказать, что семья, как ячейка общества, является базисной основой первичной социализации личности.

         Приступая к данной теме, необходимо определить понятие «Семейное воспитание», наметить проблемы семейного воспитания детей дошкольного возраста, показать психолого-педагогические и социальные функции ДОО в работе с семьёй, а также выявить влияние семейных традиций на нравственное воспитание дошкольников.

         Семья является важным, глубоко специфичным, действенным компонентом воспитания детей, именно в семье начинается формирование ценностных ориентиров и закладывается фундамент развития личности. В семье осуществляется преемственность поколений, происходит социализация детей.

         Семейное воспитание — это взаимодействие родителей и ребенка, основанное на родственной интимно-эмоциональной близости, любви, заботе, уважении, защищенности ребенка и содействующее созданию благоприятных условий для его полноценного развития.

         В первую очередь родители, а затем уже и другие члены семьи являются первыми воспитателями ребенка. Сила и действенность семейного воспитания не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным общественным воспитанием.

         Доктор педагогических наук Маслов Н.В. сделал вывод, что воспитание — главное дело родителей, дело сложное, трудное, многогранное. Прежде всего родитель и воспитатель «Должны ясно представлять себе, с чем придется им иметь дело: какова природа человека сама по себе, вне всяких сторонних влияний на нее, в каком состоянии, с какими задатками является человек на свет?». Для благоприятного течения семейного воспитания необходим ряд условий: общая позиция родителей, тип воспитания, использование средств и методов общения и взаимодействия с ребенком. Общая позиция родителей состоит в ответственности за воспитание ребенка. Это означает безусловную любовь, поддержку, заботу, помощь ребенку.

         Но необходимо понимать, что каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или педагогическим потенциалом.

         Понятие «воспитательный (педагогический) потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много параметров, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые устанавливают ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Во внимание принимаются такие качества семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Педагогический потенциал семьи определяется рядом факторов:

— материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью;

— культурно-образовательным уровнем родителей;

— существующим в семье морально-психологическим климатом;

— авторитетом отца и матери у детей, доверием детей к родителям;

— численностью и структурой семьи;

— развитостью семейного коллектива;

— характером отношений между членами семьи.

         Личный пример отца и матери имеет большое значение, также как и традиции семьи, характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей.

Как правило, педагогический потенциал семьи составляют:

— личный авторитет, основанный на активной гражданской позиции, личный пример родителей, их общественное лицо;

— образ жизни семьи, её уклад, традиции, внутрисемейные отношения;

—  эмоционально-нравственный микроклимат;

обучение детей практическим навыкам, необходимым для жизнедеятельности;

— разумная организация свободного времени и досуга семьи.

         Важной особенностью воспитания в семье является постоянство и длительность воспитательных влияний на ребенка. В семье имеются естественные условия для включения детей в самые разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность. Именно в семье ребенок начинает трудиться, формируется его привычка и любовь к труду От мамы дочка учится шить, готовить, заниматься рукоделием, от папы мальчики получают навыки производить небольшой ремонт бытовой техники, пилить, строгать и другим делам. В то же время, если оберегать ребенка от трудовых дел семьи, не давать ему проявлять самостоятельность, он вырастет ленивым.

         В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, которая так часто встречается в детском саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы.

         И.Г. Песталоцци отметил, что семья учит жизни при помощи «живого», жизненно нужного, а не придуманного, суррогатного дела, учит делом, а не словом.

         Русский же педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания К.Н. Венцель излагал идею семейного воспитания как раскрытие души ребенка и передачу ему ответственности за дар свободы.

         Бесспорно одно: семейное воспитание формирует качества, которые помогают безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Оно оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка и именно родители выступают первыми воспитателями ребенка.

         Как можно определить структуру семейного воспитания?

         Так как семейное воспитание — это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников, на которое влияет наследственные и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания, отношение к ребенку, то все вышеуказанные элементы органично переплетаются и в каждом конкретном случае проявляется по-разному.

         Основные задачи семьи, выполняемые семьей:

— создать условия для роста и развития ребенка;

— стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

— передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и уважительного отношения к старшим;

— научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

— воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

         Также семья выполняет физическое, интеллектуальное, нравственное воспитание, эстетическое и трудовое воспитание.Хочу такой сайт

         Можно выделить следующие основные методы семейного воспитания детей:

— убеждение (беседы, советы, внушение);

— личный пример;

— поощрение и развитие в ребенке чувства удовлетворенности своими успехами;

— наказание (ограничение удовольствий ребенка, однако без применения физических мер).

         Традиционно в практике семейного воспитания выделяют три вида (стиля) отношений:

1. Демократический с высоким уровнем контроля. Родители признают и поощряют самостоятельность детей, открыты для общения, обсуждают с детьми установленные правила поведения, с уважением относятся к мнению ребенка. При таком стиле дети хорошо адаптированы, уверены в себе, хорошо учатся в школе, имеют адекватную самооценку, у них сформированы самоконтроль и социальные навыки.

2.  Авторитарный стиль также отличается высоким контролем, в семейном воспитании присутствует жесткая дисциплина, предполагаются значительные ограничения со стороны родителей. Родителями навязывается свое мнение ребенку. Отношения между родителями и детьми холодные, отстраненные. Дети в таких семьях бывают непритязательные, замкнутые, угрюмые и раздражительные, также они внушаемые, не слишком настойчивые в достижении своих целей, боязливы, неагрессивны.

3. Либеральный стиль воспитания предполагает теплые внутрисемейные отношения и низкий уровень контроля. Родителями недостаточно или совсем не регулируется поведение ребенка. Родители открыты для общения с детьми, но инициатива чаще всего исходит от самого ребенка. Дети имеют слишком много свободы, которая никак не регламентируется семьей. В таких семьях дети склонны к непослушанию, агрессивности, часто ведут себя импульсивно и нетребовательно к себе, могут  даже проявлять признаки неадекватного поведения. Очень редко, при наличии определенных благоприятных обстоятельств и задатков, дети могут стать активными и творческими людьми.

         Следовательно, семейные отношения — это система взаимных требований и ожиданий, которые ориентированы во всех направлениях — и от старших к младшим членам семьи, и от младших к старшим.

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

21.03.2024


Основной формой обучения в детском саду является непосредственно организованная образовательная деятельность. Образовательная деятельность организуется и проводится педагогом в соответствии с программой по которой работает детский сад. Деятельность на основании: образовательной программы  по ФОП ДО,   в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями» планируется работа с детьми. Непосредственно образовательная деятельность может быть нескольких форм: фронтальная форма, индивидуальная форма, групповая.

 Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования. 

Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы: 

 

1.Методы деятельности:

а) по источникам: словесные (рассказ, беседа, объяснение),наглядные (показ, демонстрация, иллюстрирование практические (упражнения, приучение, трудовые действия) б) по логике: индуктивные, дедуктивные

в) по мышлению: репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательский.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

познавательные игры, дискуссии, создание ситуаций успеха, разъяснение, поощрение и порицания 3. Методы контроля и самоконтроля

4.Форма обучения: Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми.

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера.

5.Форма организации:

ООД (доминантные, традиционные, интегрированные, тематические), игровая ситуация, чтение, мастерская, коллекционирование (разных видов театр. кукол), экскурсия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность. 

 Нестандартные формы проведения занятий: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятия – викторины, конкурсы.

Для организации деятельности воспитанников используется информационно-ресурсное обеспечение образ процесса

– совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютер, проекторы.

6.Средства: визуальные (зрительные-предметы, игрушки, картинки и т.д.), аудиальные (слуховые-магнитофон, муз инструм, аудиозаписи), аудиовизуальные (зрительно-слуховые – видеофильм, музык презентация, звуковой фильм, телевидение),

   

21.03.2024

Просмотров всего: , сегодня:

21.03.2024

Просмотров всего: , сегодня:

21.03.2024

Просмотров всего: , сегодня:

06.02.2024

Просмотров всего: , сегодня:

01.01.2024

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».