03.03.2021
Речевая готовность ребенка к школе.
Уже много лет на базе детского сада «Березка» с.Иволгинск,
Иволгинского района, Республики Бурятия, который в феврале 2021г. будет
отмечать свой 50-летний юбилей, работает логопункт, целью которого является
развитие красивой, грамотной и правильной речи наших малышей.
Главной целью
коррекционной работы, проводимой логопедами, является развитие речи ребенка в
целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, развитие физического и речевого
слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим
строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие
связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно,
коррекция произношения.
В современном обществе
проблема речевого развития является как никогда актуальной. На данный момент дети,
нуждающиеся только в коррекции звукопроизношения, встречаются всё реже и реже.
Очень много дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР), т.е. с нарушением
формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической)
у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Своевременное овладение правильной, чистой
речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с
хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои
мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной
деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма
затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый
отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь, является
одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша
в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому
начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше. Речь не
является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие
зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления
звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Бытующие мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка
развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых
глубоко ошибочно. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные
отклонения в речевом развитии дошкольника и успеть их преодолеть до начала его
обучения грамоте.[1]
Особое
внимание, мы, учителя-логопеды, уделяем работе над правильным звукопроизношением,
так как такого рода дефекты обычно отражаются на письме, что в дальнейшем может
повлиять на обучение в школе. Также учим детей различать
звуки речи на слух, что является одной из необходимых
предпосылок овладения грамотой. Очень важно научить ребенка элементарным навыкам звукового анализа
слов, а именно научить отличать друг от друга все звуки в
слове, отчётливо представлять себе их
последовательность. Простейшие формы
такого анализа становятся доступными детям уже в дошкольном возрасте, и это
является одним из важных свидетельств их готовности к обучению грамоте. Большое внимание уделяем работе над расширением и обогащением словарного
запаса, знакомим детей с основными частями речи, с
существительными и глаголами, с
прилагательными и числительными, с местоимениями, наречиями, предлогами и
союзами. Чтобы заинтересовать ребенка,
привлечь его внимание и добиться хорошего результата, логопедическая работа с
детьми проходит в игровой форме. На занятиях используем яркий иллюстрированный материал, ИКТ, мячи Су-Джок,
мнемотаблицы, игрушки и многое другое. Изготавливаем разные пособия: на
развитие речевого дыхания, артикуляционной гимнастики, на автоматизацию звуков
в словах, словосочетаниях и предложениях, на ориентировку в пространстве,
обогащение словарного запаса, обучению грамоте, на развитие фонематического
процессов и т.д.
Разнообразие
и красочность наглядного материала, последовательность и системность проведения
занятий, тесная взаимосвязь с родителями, воспитателями и специалистами
позволяет нам достичь желаемого результата в развитии детей.
Ребёнок с
хорошо развитой речью
легко вступает в
общение с окружающими, может
понятно выразить свои
мысли, желания, задать вопросы,
договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь
затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на
характер.[2] Успехи и удачи ребенка во многом
зависят от степени его адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни и
высоким требованиям школьной программы. Ведь известно, чем раньше начнётся
коррекционная помощь, тем она эффективнее.[1]
Занятия
с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку правильная
речь – одно из основных условий успешного обучения.
1. https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou24/page2957553.htm
2. https://docplayer.ru/43971947-Rechevaya-gotovnost-rebyonka-k-shkole-konsultaciya-dlya-roditeley.html
Учителя -логопеды: Рупышева Т.Н., Гомзякова Т.Н.
Республика Бурятия, Иволгинский района, с. Иволгинск
МАДОУ детский сад «Березка»
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 13.04.2021
Дата обновления: 13.04.2021
Дата публикации: 03.03.2021