Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка» ПРИНЯТО: На Педагогическом Совете МАДОУ детский сад «Берёзка» Протокол № _____ от «___»__________20__г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ детский сад « Березка» ________/Кривогорницына В.А./ Приказ № __ от «___»__________20__г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), Федеральной образовательной программой (ФОП ДО – утверждена Приказом Министерства просвещения Российской федерации №1028 от 25 ноября 2022г., Уставом МАДОУ детский сад « Березка» (далее – ДОУ )ДОУ самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с ОВЗ, имеющих нарушения речи (далее программа) на основе примерных образовательных программ дошкольного образования, согласно целям и задачам своей деятельности. 1.3 Программа принимается Педагогическим советом ДОУ и утверждается приказом руководителя. 1.4 Программа ДОУ направленна на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми уровня развития, необходимого и достаточного для образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода и специфики для детей дошкольного возраста видов деятельности. 1.5 Освоение программы ДОУ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 2. Цели и задачи Программы. 2.1. Программа ДОУ определяет содержание и организацию образовательной деятельности в ДОУ. 2.2. К целям и задачам ДОУ отнесены следующие ключевые цели, соответствующие ФГОС ДО, ФОП ДО: содействие семье в формировании общей культуры, развитии физических, интеллектуальных и личностных качеств растущего ребенка; формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность; сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольника; развитие содержательного партнерства для создания единого образовательного пространства ребенка; повышение родительской компетенции; содействие современному российскому обществу в передаче новому поколению традиционных отечественных нравственных гуманистических ценностей и идеалов; содействие государству в формировании основ патриотического чувства и гражданской принадлежности формирующейся личности; сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и формирование у них привычки к здоровому образу жизни; способствование современному и полноценному психическому развитию каждого ребенка; обеспечение каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; - обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); - обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); - создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; - объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; - обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; - формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; - обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. 2.3. Программы ДОУ включает инвариативную (обязательную) часть и вариативную (формируемую участниками образовательных отношений) часть. Вариативную часть каждая возрастная группа ДОУ может формировать отдельно на основе интересов и запросов родителей воспитанников. 2.4. Программа ДОУ формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 2.5. В Программе ДОУ определена продолжительность пребывания детей в ДОУ, режим работы, предельная наполняемость групп. 3. Содержание и структура Программы. 3.1. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах детской деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. 3.2. В содержание Программы указываются аспекты образовательной среды: - предметно-пространственная развивающая образовательная среда; характер взаимодействия со взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. 3.3. Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми для реализации ФГОС ДО, ФОП ДО . 3.4. В обязательной части Программы раскрывается содержание образовательной деятельности по пяти образовательным областям, описание форм, способов, методов и средств реализации Программы, комплексность подходов для обеспечения развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. 3.5. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена выбранными и (или) разработанными участниками образовательных отношений самостоятельно образовательными программами, направленными на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и (или) культурных практиках (парциальные образовательные программы), методиками, формами организации образовательной работы, спецификой национальных, социокультурных условий, традиций учреждения, группы. 3.6. Объем обязательной части Программы занимает не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40% 3.7. Программа ДОУ содержит три основных раздела: - целевой, содержательный, организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 3.8. Целевой раздел Программы состоит из: - Пояснительной записки, в которой раскрываются цели и задачи реализации Программы; принципы и подходы к формированию Программы; значимые для разработки и реализации Программы характеристики (дети, родители, педагоги). - Планируемые результаты освоения Программы, которые конкретизируются требованиями ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 3.9. Содержательный раздел Программы раскрывает общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей и включает: - Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, содержит перечень используемых вариативных примерных основных образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; - Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; - Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей; - Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; - Способы и направления поддержки детской инициативы; - Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. 3.10. Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования включается в Программу и содержит специальные условия, механизмы адаптации Программы, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития. 3.11. Организационный раздел Программы содержит описание материальнотехнического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включает распорядок или режим дня в холодный и теплый период года, особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды. 3.12. В случае, если обязательная часть Программы соответствует примерной образовательной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную образовательную программу. Обязательная часть представляется развернуто, в случае если она не соответствует одной из примерных. 3.13. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. 3.14. Тематические планирования по образовательным областям разрабатываются в соответствие с адаптированной образовательной программой для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с нарушением речи ДОУ, парциальными программами и с учетом регионального компонента. 4. Презентация Программы. 4.1. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. 4.2. Краткая презентация ориентирована на родителей (законных представителей) и размещается на сайте ДОУ. 4.3. Структура Презентации: Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа; Используемые Примерные программы; Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 5. Механизм реализации Программы. 5.1. На заседании установочного педагогического совета в августе перед началом учебного года образовательная программа принимается. 5.2. Руководитель ДОУ утверждает по ДОУ перечень примерных образовательных программ и разрешает их реализацию в текущем учебном году. Основанием для приказа является решение педагогического совета. Ответственность за работу педагогического совета и издания приказа возлагается на руководителя ДОУ. 5.3. Учебно-методические комплекты (далее УМК), необходимые для организации образовательной деятельности выбираются педагогами ДОУ из Федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ и региональными органами управления образования. 5.4. Педагоги ставят в известность родителей (законных представителей) об использовании УМК. 6. Сроки реализации Программы 6.1. Программа разрабатывается на срок не более 5 лет. 6.2. В ходе реализации Программы возможны изменения, вызванные технологизацией образовательной деятельности, необходимостью обновления содержания образования, внедрением новых методик. 6.3. Ежегодно утверждаемые учебные планы, программы, если они не меняют в корне концепцию и направленность дошкольного образования, приоритетные направления образовательной деятельности, являются дополнениями к основной образовательной программе ДОУ. 7. Организация контроля за реализацией Программы 7.1. Контроль выполнения Программы и освоение ее содержания воспитанниками осуществляется старшим воспитателем не менее двух раз в год и организуется в соответствии с положением о системе мониторинга качества образовательного процесса. 7.2. Общее руководство реализацией Программы ДОУ осуществляется руководителем. Вопросы о ходе реализации рассматриваются на административных совещаниях, заседаниях педагогического совета. 7.3. Ответственность за реализацию Программы возлагается на администрацию ДОУ. 7.4. ДОУ несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетентности, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования выпускников ДОУ, а также за жизнь, здоровье воспитанников, работников образовательного учреждения. 7.5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод воспитанников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, нарушение требований к осуществлению образовательной деятельности ДОУ и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 7.6. Срок действия настоящего положения действует до внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие организацию образовательной деятельности.